Декоративно-художественная керамика

Во многих выдающихся музейных собраниях мира имеются декоративные керамические изделия, поражающие совершенством фордо и богатством росписи. Это вазы и светильники, барельефы и скульптура, изразцы и мозаика, выполненные мастерами древности. Некоторые из них были специально предназначены для применения в строительстве. Наиболее ранние свидетельства о применении декоративных плит из керамики, покрытых глазурями или эмалями, в отделке зданий мы находим в Древнем Египте. Так «ложная» дверь в подземной камере ступенчатой пирамиды в Саккаре была облицована плитами с рельефными иероглифами и пучками папируса, покрытыми сине-зеленой глазурью. Затем около 2500 лет до н. э. появляется на плитах глазурь темно-синего цвета, близкого к индиго. И еще много веков глазурь этих двух цветов украшает древнеегипетскую керамику, пока уже в Новом царстве (1580—726 гг. до н. э.) не появилась многоцветная инкрустация из мелких керамических элементов, вставляемых в сырцовые стены. Тогда же в одном из залов дворца царя Аменофиса V (в районе Тель-эль-Амарны) деревянные колонны были облицованы глазурованными керамическими кольцами с гирляндами разнообразных цветов и бутонов лотоса, а стены — плитами, в которые были на растворе вмурованы отдельно отформованные, обожженные и отглазурованные цветы.

2010-07-10_182021 В Древнем Египте зодчие редко прибегали к декоративной фасадной керамике. Архитектуру же Вавилона и Ассирии нельзя представить без разнообразных изразцов, на ярко-синем фоне которых выделялись белые, желтые, оранжевые, зеленые и черные орнаментальные узоры и рисунки. В каждой стране декор был своеобразен, меняясь в различные эпохи, но общими были высокое мастерство композиции, великолепная проработка рельефа, яркие и чистые тона красок и глазурей.

Процветала декоративная керамика и на Руси. Знакомство киевских князей с монументальными памятниками Византии побудило их начать и у себя такое же гончарное производство. Но развивалось оно на национальных традициях Древней Руси. Известный знаток русских изразцов С. А. Маслих считает, что «истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве X—XI вв., старой Рязани и Владимире XII в.». В русском архитектурном декоре отразились вкусы мастеров из народа, которым мы обязаны особой праздничностью и нарядностью древних храмов, трапезных палат, княжеских и боярских теремов. Керамические изделия и через сотни лет после их создания, даже найденные в толще земли при археологических раскопках, сохраняют свои первозданные свойства. И это относится как к самой обожженной глине, так и к украшавшей ее цветной поливе. Не подвластен времени и изразцовый декор. Возникшие на Руси терракотовые рельефные изразцы были удачной творческой переработкой традиционной белокаменной резьбы. Вначале изразцы представляли собой квадратные пластины размером около 200Х200Х10—15 мм (затем 140x140 мм), окаймленные с лицевой стороны рельефными рамками (широкорамочные изразцы), выступающими примерно на 5—10 мм, а высота рельефа узора колебалась в пределах 3—7 мм. В XVII в. производство красных и муравленых изразцов процветало в Москве и Ярославле, Владимире и Туле, Рязани и Смоленске, Балахне и Соликамске, Великом Устюге и Тотьме. Но свои отличительные особенности имеют лишь рисунки терракотовых изразцов и цветовая гамма рельефных многоцветных изразцов ярославских и владимирских мастеров второй половины XVII в. Производство рельефных многоцветных изразцов из глины было организовано в 1653 г. на Валдае приглашенными туда белорусскими мастерами. Они начали выделывать печные изразцы (кафли) прямоугольной формы, до этого не применявшейся на Руси. Белорусы знали секрет изготовления глухих оловянных эмалей четырех цветов (белого, желтого, бирюзово-зеленого и синего) и полупрозрачной коричневой поливы, которая на красном черепке изразца давала различные оттенки. Эти многоцветные изразцы, называемые ценинными или фряжскими, отвечали настроениям того времени, прекрасно сочетаясь с пышным декором зданий («узорочьем»). От облицовочных плиток изразцы отличаются наличием на обратной стороне коробчатой «румпы» для крепления их в кладке. Каждый изразец устанавливался на отведенное ему место в кладке, которая доводилась до верхнего его края, после чего румпы изразцов и промежутки между ними заполнялись раствором. При затвердевании раствора изразцы прочно скреплялись с кладкой, причем отдельные кирпичи обязательно входили в изразцы. В дальнейшем для более надежного крепления стали помещать в кладку железные полосы с загнутыми раздвоенными концами (длиной 60—30 см, шириной 20 и толщиной 3 мм), которые прижимали изразцы к стене. При большом выносе изразцов в антаблементе их крепили с помощью железного стержня, скрытого внутри румпы. Но в начале XVIII в. изразцовый декор фасадов зданий постепенно выходит из моды. Изразцы используются только в интерьерах, для облицовки печей. В Петровскую эпоху изменился декор: рельефы постепенно уменьшаются, а роспись усложняется и в некоторых изделиях захватывает всю поверхность изделия. Впоследствии Петр I, познакомившись в Голландии с дельфтской росписной керамикой, организует в новой столице производство печных изразцов с синей росписью. Однако русские мастера, обученные в Голландии и в совершенстве овладевшие иноземной техникой, создают собственный стиль: тонкий дельфтский рисунок уступает в их творчестве более свободной и живописной росписи. Печные изразцы при установке подгонялись друг к другу (позднее притачивались на точильном круге). Горизонтальные, а иногда и вертикальные швы между изразцами закладывались перемычками в виде полукруглого рельефного валика. Перемычки, вставленные в швы, обогащали плоское зеркало печи, придавая ему пластичный, барельефный характер. В настоящее время декоративная керамика широко применяется в архитектуре — это и настенные панно, и декоративные вставки, и рельефы, и объемные композиции, и решетки, и элементы малых форм, и изделия утилитарного назначения. Но в этом разделе нас будут интересовать виды и изделия монументально-декоративной керамики, выполненные для конкретной архитектурной композиции. Не-вольшая декоративная ваза, созданная для определенного сооружения и тематически связанная с ним, к тому же установленная на Отведенном ей месте в законченном ансамбле, относится к монументально-декоративному искусству, тогда как огромное панно или скульптура из керамики, созданные для выставки, являются произведениями станкового искусства и здесь не рассматриваются. В последние годы отношение архитекторов к декоративной керамике изменилось. Все чаще на стенах домов стали появляться керамические мозаики, росписи по облицовочным плиткам и терракотовые рельефы. В интерьерах и парках нередко можно встретить керамические вазы и декоративную скульптуру. Этому способствует богатейшая палитра художественных средств, позволяющая в керамике реализовать самые сложные творческие замыслы, причем известные виды живописной техники получают в керамике свою специфическую образность, не утрачивая с годами и даже столетиями своей первоначальной красоты и свежести. Майолика, терракота, шамот являются наиболее распространенными видами современной керамики, используемыми художниками, дизайнерами и архитекторами для оформления интерьеров. Декорирование керамики имеет свои особенности, которые зависят от состава глин, способа формования, режима сушки и обжига, а главное — от приемов росписи и глазурования (покрытием из аэрографа, поливом, заполнением углубленного рельефа, росписью кистью, из рожка, сграффито и т. п.). Красота терракотовых изделий, например, создается за счет пластики формы и натурального цвета обожженной глины. На протяжении многих поколений этот простой, но очень выразительный прием использовался народными мастерами, его и сейчас с успехом применяют для создания рельефов, панно, декоративной скулвптуры. Изделия из шамота, который изготовляется добавлением в глиняную массу молотой керамики или обожженной огнеупорной глины, отличаются своеобразной зернистой фактурой. Современные художники широко используют шамот для создания декоративных ваз, крупномасштабных барельефов или скульптурных композиций. Шамот легко обрабатывается, не трескается и не коробится при обжиге. И хотя обожженный шамот сам по себе достаточно импозантен, глазурование придает ему особую привлекательность. Глазури не ложатся ровно на его зернистую поверхность, а свободно и живописно растекаются. Он также хорошо окрашивается ангобами и окислами металлов. О декоративных возможностях майолики говорить излишне, недаром она до сих пор является самым распространенным видом художественной керамики. Наиболее традиционным и в то же время наиболее перспективным по достигаемому цветовому эффекту остается способ декорирования изделий цветными глазурями. Цветовые возможности этого способа поистине безграничны, лишь температура обжига немного его лимитирует, ибо при этом некоторые окислы выгорают. Покрытие изделий непрозрачными эмалями создает не меньшим эффект, но применяется преимущественно в тех случаях, когда необходимо получить контрастную светлую роспись по темному черепку. Традиционна и роспись по белой эмали: колористиче-Ивкую гамму росписей керамики на протяжении многих столетий составляли всего 5 цветов (синий — окись кобальта, желтый — сурьмы, фиолетово-коричневый — марганца и два оттенка зеленого цвета за идет меди или хрома), сейчас цветовой диапазон много богаче. Большое внимание, которое архитекторы уделяют созданию разнообразных по фактуре поверхностей, связано с новыми направлениями в решении современных интерьеров, когда их украшают изделия предельно лаконичных форм и скупой полихромии. Этот строгий архитектурный стиль коснулся даже произведений декоративно-монументального искусства, к которым в первую очередь относятся орнаментальные и тематические настенные панно. Техника их исполнения разнообразна: это и роспись на стандартных облицовочных плитках керамическими эмалями («пиропиктура» и «термодекор»), и мозаика, набранная из кусочков колотой керамики (плоской, рельефной, терракотовой и глазурованной), и построение рисунка или узора из прямоугольных или вырезанных по контуру плиток или вывоженных цветных кирпичей. В зависимости от архитектурного замысла панно могут составлять самостоятельную композицию или составлять одно целое с фактурой и обработкой стены. В керамических панно особенно заметно стремление к плоскостности, стилизованности изображения, так как в этом материале труднее всего добиться иллюзии пространства. В холле Дома кино в Киеве находится панно, разработанное в лаборатории архитектурно-художественной керамики КиевЗНИИЭПа архит. Л. Мешковой. Композиция заключается в сочетании декоративных дисков на фоне из черных матовых и блестящих, гладких и орнаментальных плиток. Общий колорит малых и больших дисков также решен в темных тонах, составляющих различные оттенки черного, черно-синего, черно-серого и черно-коричневого цветов. Этот интерьер еще раз демонстрирует красоту и изысканность черного цвета в керамике. Ею же создано панно в гостинице «Киев» Из стандартных фасадных плиток размером 250x140 мм, шероховатая фактура которых позволила применить различную обработку и Получать интересные сочетания из искристо-блестящих, зернистых и матовых поверхностей. Из стандартных плиток созданы пять панно для санатория «Хмельник» в Винницкой обл. (худ. Г. Севрук). Автор не расписывал каждую плитку в отдельности, а подбирал их по оттенкам глазурованного покрытия. Декоративные панно создаются и из рельефных плиток (пилоны на станции «Крещатнк» Киевского метрополитена).   Работы украинских керамистов подтверждают наметившуюся тенденцию по созданию более сдержанных по цвету композиций, где декоративность заключается в тонких цветовых переходах, в сочетаниях оттенков, в разнообразии фактур близких по цвету деталей. Сдержанность в привлечении выразительных средств особенно характерна для грузинских керамистов и художников. В кафе «Греми» я Тбилиси два больших керамических панно работы худ. Н. Новицкой выложены из кусков кирпича и глазурованного шамота. Используя народные хевсурские мотивы, художница создала строгую запоминающуюся композицию. В современных интерьерах общественных зданий широко применяют и объемные керамические изделия — декоративные вазы, сосуды, чаши, скульптуру. Архитекторам они нужны не только для украшения и создания необходимого настроения, но также и для организации пространства, для внесения элемента непосредственности в интерьеры, оформленные стандартными материалами. Этим задачам особенно соответствует объемная декоративная скульптура из терракоты или шамота, так как в керамической скульптуре больше ценится не ее правдоподобие, а ассоциативность, изобразительность, декоративность. При оформлении интерьеров Ереванского НИИ почвоведения умело использованы разнообразные по форме вазы и блюда из шамота. И возле здания, на траве, авторы очень удачно установили большие вазы и кувшины, как будто вырастающие из земли. Желание обогатить современные интерьеры проявляется и в создании предметов обихода из керамики (напольных ваз, кашпо, настенных блюд, светильников и пр.), которые в руках мастеров превращаются в произведения декоративного искусства, выполняющие не только утилитарные, но и эстетические функции. С их помощью зодчие подчеркивают функциональное назначение здания или помещения, а также раскрывают его идейно-художественное содержание, архитектурный замысел. Иногда отдельные декоративные изделия из керамики становятся элементом оформления стены из других материалов — камня, дерева, грубо офактуренного бетона. Примеры сочетания керамики с декоративным натуральным камнем или металлом можно видеть на некоторых станциях Московского и Ташкентского метрополитенов. в кессонах свода центрального зала станции «Площадь Свердлова» в Москве установлены фарфоровые венки и барельефы на темы народного творчества. Барельефы эти исполнены в белом глазурованном фарфоре с позолотой. На станции «Динамо» фарфоровые барельефы «тондо» установлены в парусах свода и посвящены различным видам спорта. К сожалению, они чисто белые, что при рассеянном свете не дает нужной глубины. Художники в Ташкентском метро учли это и выполнили свои декоративные композиции из многоцветного фарфора. Хорошо сочетается керамика и с древесиной. В одном из залов столовой санатория в Ливадии, отделанного дубом, симферопольскими художниками установлены прямоугольные светильники из зелено-коричневой керамики, созданные по гуцульским мотивам. Возник и новый вид декоративной объемной керамики в сочетании с металлом — ажурные решетки. Такие перегородки, предназначенные для разделения помещений, могут являться основным элементом интерьера, внося в него пластическое и цветовое разнообразие. Металлические крепления делают эти решетки легкими, а объемные керамические элементы придают им весомость, материальность. В интерьерах общественных зданий Прибалтики есть несколько интересных решений. Эстонским худ. Л. Рохлиным выполнена решетка в виде нанизанных на металлический каркас шаров, покрытых яркими эмалями. Там же, в Таллине, худ. А. Соансу иб-пользовал для перегородки декоративные вазы и кубки. Художница Д. Кондротайте, наоборот, закрыла изделиями из шамота конструктивную основу решетки, но связала ее ритмическую композицию с кирпичной кладкой стен. В ресторане «Шальтенелес» в Вильнюсе худ. Балюлявичус создал декоративную ажурную перегородку из крупноразмерных одинаковых фактурных керамических плиток, заключенных в металлическую раму. Декоративный эффект достигается поворотом плиток, геометрический рельефный рисунок которых с богатой игрой светотеней располагается в двух положениях. Разнообразны способы использования декоративной керамики на фасадах. Здесь, в основном, применяются панно и мозаика, а также барельефы, и объемные декоративные детали из терракоты и глазурованной керамики. Если раньше панно украшали различные здания на юге в Средней Азии и на Украине, то теперь художники стали применять их и в более суровом климате. Скептическое отношение к долговечности крепления мозаичной керамической плитки на наружных стенах сейчас преодолено за счет использования более плотной керамики и надежных связующих растворов с полимерными добавками. Поэтому уже встречаются на главных и торцевых фасадах общественных, промышленных, а иногда и жилых зданий декоративные мозаичные вставки или огромные многоцветные панно. Не случайно в создании почти всех крупных сооружений совместно с архитекторами участвуют и художники. Олимпийские объекты в Москве подтвердили плодотворность такого содружества. Декоративно-монументальное искусство помогает придать отдельному сооружению и целому городу ту неповторимость и значительность, о которых всегда мечтали зодчие. Совместная работа художника и архитектора призвана конкретизировать архитектурные идеи, усиливать эмоциональное воздействие сооружений. В результате синтеза происходит взаимное обогащение изобразительного искусства и архитектуры. Выразительнее становится пластика декоративной керамики, когда она подчеркнута фактурой стены. Создаются произведения, объединенные общим замыслом и неразрывно связанные с определенной архитектурной средой. К. М. Митрофанов в работе, посвященной монументальнокдеко-ративной керамике, приводит многочисленные удачные примеры ее применения в архитектуре: от декоративного картуша из цветной майолики В. Фаворского, который архит. А. Буров поместил на фасаде Центрального Дома архитектора в Москве, до огромной композиции из цветной мозаики и керамических рельефов Ф. Леже, которую архит. А. Свет-шин поместил на фасаде музея Леже в Биоте (Франция). Эти примеры подтверждают неограниченные возможности «искусства глины и огня». В связи с этим необходимо отметить громадное значение в городской застройке малых архитектурных форм, среди которых можно назвать подпорные стенки, дорожки, парапеты, элементы детских площадок, обрамление тротуаров и газонов, скамейки и многое другое. Почти во всех этих элементах успешно используются изделия из керамики. В качестве примера рассмотрим применение керамики в покрытиях подиумов зданий, открытых террас, тротуаров и мостовых. Особо износостойкие и морозостойкие керамические плитки используются в покрытии полов открытых помещений торговых центров, гостиниц, санаториев, вокзалов, аэропортов, т. е. там, где необходима непосредственная связь с окружающей природой. В этих сооружениях для объединения интерьеров с открытым пространством очень часто архитекторы применяют единый тип пола из природного камня, брекчии или керамических плиток. Такие полы могут быть очень красивы и функциональны, связывая вестибюль с площадкой перед входом, зал ресторана с открытой террасой, помещение вокзала с перроном... Например, тротуарные покрытия перед Центральнон библиотекой в Ашхабаде выполнены из таких же керамических плит, что и в вестибюле. В санатории «Черноморец» в Ялте одинаковые плиты из керамики применены для площадок возле здания и на террасах. Использование клинкера и цветных керамических тротуарных плит позволяет акцентировать подходы к зданию. Во многих приморских городах Европы клинкер служит покрытием для улиц с пешеходным движением, закрытых для проезда автомашин. Однако многолетняя «служба» клинкера из керамики для мостовых в самых Различных климатических условиях (София, Неаполь, Лейпциг) позволяет считать возможным и повсеместное его использование даже Для покрытий автомобильных дорог.
Наш адрес:

03164, Киев, Украина, ул. Булаховского, 2/1 павильон №6 (ТПК «Агромат»)

Телефоны:
  • +38 (050) 662 13 69
  • +38 (093) 857-60-92
  • +38 (097) 104 99 18
Мы в соц. сетях: