Эстетика керамики

В своем докладе преподавателям кафедры «Архитектурное материаловедение» Московского архитектурного института (17 декабря 1981 г.) архитектор А. Дамский, учившийся во ВХУТЕМАСе, рассказывал, что, читая курс «Культура материала», В. Татлин усиленно агитировал будущих архитекторов и инженеров-художников (так называли дизайнеров) искать в каждом материале скрытую «изюминку». Он считал, что традиционное применение керамики — это только верхушка айсберга, а в самом материале еще столько тайн, что все их раскрыть невозможно, и в каждую эпоху открывают только те, которые соответствуют современным эстетическим представлениям. Но прежде чем материал раскроет людям все свои богатства, он должен пройти в своей истории своеобразное детство, которое Татлин называл периодом имитации, когда материал еще не имеет своей эстетики, а заимствует ее у других материалов.

Доказательством сказанному является биография русского фарфора. Изготовлялся он и в Дулеве, и в Вербилках, но первенцем был Казенный завод под Петербургом, который родился ради «высокого удовольствия» императрицы Елизаветы в середине XVIII в. Изделия из фарфора считались необыкновенно престижными, он оказался удачным материалом для воплощения изысканного стиля рококо. Европейские монархи состязались в составлении наиболее богатых и представительных коллекций фарфоровых изделий. Выдающийся керамик и инженер Дмитрий Виноградов, создатель русского фарфора (1747 г.), вынужден был на Невской порцелиновой Мануфактуре выпускать кроме табакерок и разнообразной посуды колокольчики и пуговицы, пуншевые ложки и шпажные эфесы, подсвечники и курительные трубки. Затем при Николае I Казенный завод стал поставлять огромные вазы, столы, табуреты, камины, люстры. Изделия расписывались под малахит и яшму, под дерево и бронзу, под византийские эмали. Хрупкий материал впитывал все веяния времени, с поразительной полнотой отражая целую эпоху с ее эстетикой.

Фарфор, похожий на что угодно, но только не на себя самого, превратился в символ целого царствования, отличавшегося ханжеством и лицемерием. История керамики блестяще подтверждает, что каждая эпоха оставляет свои, неповторимые следы. Взять хотя бы форму кирпича. Традиционный прямоугольный брусок сложился на протяжении веков и зависел от примитивно сколоченной дощатой формы, а размер соответствовал возможностям обжига и необходимости укладывать кирпич вручную. Стабилизация его размеров кажется нам настолько обоснованной и проверенной практикой, что нужно преодолеть огромную психологическую инерцию, чтобы усомниться в ее незыблемости. А. Аалто, широко используя кирпич в качестве материала для создания современных гибких архитектурных форм, утверждал: «Прямоугольный кирпич для этого не пригоден, кирпичная стена сохранит свою прямоугольную форму до тех пор, пока мы не изобретем камень, обеспечивающий свободу формообразования. Необходи мо обеспечить возможность изобретения такой формы, которая может быть использована при кладке стены из кирпича, но наряду с этим может служить для создания криволинейных вогнутых, выпуклых или прямоугольных стен... Кирпич должен обрести настолько универсальную форму, чтобы из него можно было сложить все, что угодно...». К сожалению, такого универсального кирпича пока нет, однако пытливая мысль архитекторов и инженеров пытается найти и здесь новые решения. Как пример можно указать на американское изобретение, запатентованное в 1977 г.-(патент США № 4124961), касающееся новой формы строительного кирпича, который легче укладывается при возведении стен, имеет более прочную связь в кладке, ускоряет и упрощает производство работ. Стены из него могут быть возведены насухо с последующей заливкой раствора между торцевыми гранями кирпичей для заполнения всех швов и зазоров. Кроме технических преимуществ есть и эстетические.

Поскольку эти изделия нельзя штукатурить, они должны быть лицевыми, т. е. иметь гладкую поверхность и ровные грани. Разработаны несколько модификаций кирпичей, их типовой размер 222x111X66 мм. Предложены и специальные кирпичи — угловые — для облицовки бетонных и металлических опор и колонн. Имеются и другие предложения по изменению формы кирпичей, например с различными выступами или своеобразным зубом, закрывающим в кладке вертикальный шов. Но больше всего предложений по возрождению фигурных или профильных кирпичей. Богатый опыт применения профильных кирпичей в русской архитектуре был обусловлен ее ордерным характером. Ордерные мотивы в 30—50-х гг. нашего века использовались и в отечественном строительстве. Применяемый фасонный кирпич имел тычок, профилированный в виде архитектурного облома. Использовали его для кладки отдельных выступающих архитектурных деталей фасадов: декоративных наличников оконных и дверных проемов, карнизов, поясов, обрамлений. В соответствии с этим Академия архитектуры РФ в 1948 г. выпустила каталог «Керамика», в котором рекомендовала 18 профилей фасонного кирпича. Стилевые особенности современной архитектуры и преобладание панельного домостроения повлияли на характер кирпичного строительства в сторону упрощения его форм, что привело было к отказу от применения профильного кирпича как элемента украшательства. Однако лишение фасадов кирпичных зданий какого-либо декора способствовало полному их обезличиванию. Новый современный стиль с его тяготением к лаконичному крупномасштабному решению фасадов не мог не затронуть и кирпичной архитектуры, и на возврат к усложнению пластики фасадов и богатому их декорированию пока нет надежд. Но, безусловно, что некоторое расширение ассортимента стеновых материалов позволит добиться большего разнообразия и выразительности кирпичных сооружений. Французские архитекторы, приверженцы кирпича, утверждают, что терракота в любой форме вызывает у зрителя положительные эмоции, ибо кирпич любой формы — это кусочек земли, обработанный человеком. Поэтому стены они стремятся выкладывать из неокрашенного лицевого кирпича традиционного размера. Появляется много современных кирпичных зданий, авторы которых копируют выдающиеся постройки прошлого. Но этот путь заранее обречен на неудачу, ибо любая имитация — лишь мертвая схема, какие бы изощренные формы не брались за образец и как бы интенсивно не членились фасадные плоскости. И не спасают в этом случае фигурные керамические материалы и декоративные детали из терракоты. Большинству подражательных творений не хватает эстетической привлекательности их старинных прообразов, потому что они возводятся из гладких машинных кирпичей с равномерным цветом и четкими гранями. Достойные восхищения технические успехи более повредили, чем посодействовали такой имитационной архитектуре. Они подменили тонкую, богатую нюансами цветовую гамму скучным ровным цветом (чаще всего светло-красным) и привели к монотонности застройки, которая оказалась ничем не лучше бетонного однообразия. Многие архитекторы попытались изменить это положение с помощью возрождения выпуска «ручных» кирпичей. В США сейчас налажен выпуск «древнего» кирпича, якобы вылепленного вручную. На современной автоматизированной технологической линии сырец формуется между двумя слабо натянутыми резиновыми лентами с имитированными на ней следами пальцев и прочими «дефектами», которые переносятся на глиняную поверхность и закрепляются обжигом. Керамика выглядит сработанной вручную, тем более что состав подбирают в соответствии с древним эталоном. Кирпич «ручной работы» изготовляют и в Западной Европе — в Великобритании и Нидерландах. Недавно английская фирма «Ибсток» выпустила пар тию кирпича, изготовленного действительно вручную, для строительства новой части королевского дворца под Амстердамом. Выпущен ный кирпич по форме, укрупненному размеру, цвету и фактуре сеют ветствует кирпичу старой кладки дворца. Некоторые архитекторы начали заказывать промышленности неравномерно окрашенный кирпич, который, по их мнению, придаёт живость кирпичным постройкам. Фрайхер фон Пехман в своей книге «Качественная работа» подходит к этому вопросу следующим об разом: «Точность может быть преимуществом при машинной работе, потому что она соответствует ее сущности. Эстетическое воздействие ручной работы часто уничтожается стремлением к математической точности. Абсолютная прямота линий, острота углов, равномерность и гладкость поверхностей отталкивает нас там, где мы ожидаем непосредственного воздействия человеческой руки». Выяснилось, что современная технология может удовлетворить и таким изысканным запросам авторов и заказчиков. Это особенно явственно проявилось в создании кирпичей с грубой камнеподобной фактурой, изделий с различными рифлениями, зубчатой или глазурованной многоцветной поверхностью. Очевидно, чтобы придать кирпичным зданиям современный характер и не лишать их «теплоты» терракоты, архитекторы на Западе обратились к «скульптурной» архитектуре из стандартного кирпича. Возможно и возрождение профильного кирпича, но конечно на принципиально иной основе, чем в ордерной архитектуре. Нельзя забывать, что архитектор сейчас прежде всего стремится к подчеркиванию общей тектоники сооружения с помощью вертикального или горизонтального членения фасада, отвечающего объемно-планировочному решению здания, к гармоничному сочетанию различных объемов и, в особых случаях, к созданию крупномасштабных декоративных пятен на фасаде. Эти общие закономерности решения современных кирпичных зданий предопределяют крайне сдержанное использование любых мелкомасштабных деталей. В лаборатории индустриальной отделки зданий ЛенЗНИИЭПл (Санкт-Петербург) велись поиски новых форм лицевого профильного кирпича без изменения технологии его изготовления. Это определил; и форму предлагаемых изделий, профиль которых создавался установкой в мундштуке ленточного пресса специальных вкладышей образующих выемки в формуемом брусе. В соответствии с этим художники лаборатории предложили нетрадиционные формы профильного кирпича. Такие кирпичи были изготовлены в виде опытных партий на Колпинском комбинате. Для фигурных кирпичей в ЛенЗНИИЭПе были разработаны различные типы кладок. Для архитектора, проектирующего кирпичное здание, выбор наиболее подходящей перевязки кирпича не менее важен, чем выбор его цвета и формы. В последнее время получила большое распространение липецкая кладка. В ней три (иногда четыре) ложковых ряда, выполненных из кирпичей, уложенных друг на друга без смещения, чередуются с одним рядом тычковых кирпичей, причем в одних случаях вертикальные швы между ложками и тычками совпадают, в других — кирпичи смещены на половину тычка. Иногда ложковые ряды идут на весь этаж и даже на все здание. Подобная перевязка является только декоративной, так как не дает прочной связи облицовки с массой стены. Но она очень современна, поэтому художники лаборатории, разрабатывая новые профильные кирпичи, именно ее положили в основу. Необходимо отметить, что такая кладка требует высокого качества кирпича и тщательного выполнения. За рубежом стали очень модными кирпичи с разнообразной фактурной поверхностью. Их выпускают тех же размеров, что и рядовые, чтобы можно было и те и другие использовать при возведении одного объекта. Очень много предложений по форме и размерам керамических камней и пустотелых блоков. Выпускаются изделия размером с ладонь и достигающие 3 м. Интересны два французских предложения, в которых есть смелые отступления от общепринятых решений. При возведении стен из керамических стеновых материалов обычной формы случается, что часть вертикальных и даже горизонтальных швов не полностью заполняется раствором. Это ухудшает теплоизоляционную способность стены и ее влагопроницаемость. Предложены керамические камни (патент Франции № 2376263), позволяюшие создавать несквозные стыки за счет сложного изделия из двух соединенных между собой параллелепипедов размером каждый по 400X200X135 мм. Параллелепипеды, имеющие вертикальные щелевые пустоты, смещены относительно друг друга по высоте и длине на 50 мм. Второе предложение заключается в создании комплексного стенового керамического камня, предназначенного для восприятия несущих нагрузок и заполнения полостей тепло- и звукоизоляционным материалом. Керамический камень (патент Франции № 2375401) имеет лицевые части, выполняющие защитно-конструктивные и декоративные функции, и разделяющую их полость, заполняемую заливочным пенопластом или каким-либо сыпучим материалом. При возведении степы раствор укладывается только под несущие части блока, а перемычки после укладки разрушаются специальным инструментом (захватом), чтобы освободить полость для изоляционного материала и избежать возникновения мостиков холода. Для облегчения разрушения перемычек по их краям предварительно формуются желобки. Есть варианты блоков с двумя полостями, одна из га может заполняться легким бетоном, повышающим несущую способность стены. По стоимости это предложение незначительно Отличается от комплексных стен, но по трудоемкости дает большую экономию. Разнообразные керамические изделия сложных форм выпускаются сейчас для сборных перекрытий и внутренних стен малоэтажных зданий. Однако из-за дефицита и сложности подготовки сырья Для тонкостенных изделий, трудностей с их сушкой и обжигом, а главное из-за того, что установка их внутри конструкций не позволяет использовать декоративные возможности обожженной терракоты, массовый выпуск их вряд ли целесообразен. Облицовочные изделия из керамики комплексно используют все ее достоинства (прочность, водостойкость, долговечность, огнестойкость, высокую декоративность). Однако до недавнего времени промышленность не баловала нас разнообразием облицовочной керамики. Еще недавно значительные перепады температур и вертикальное положение плиток при обжиге в туннельных печах ограничивали Получение декоративных плиток разнообразной цветовой гаммы и крупных размеров. Только внедрение поточно-конвейерных линий и применение специальных установок для глазурования и декорирования плиток позволило выпускать их с цветной, рельефной или бугристой (набрызгом глазури) поверхностью и более крупных размеров. Большое внимание разработчики уделили обработке тыльном стороны плиток, ибо ребристые выступы должны не только обеспечивать хорошее сцепление плиток с раствором или клеевой мастикой, но также способствовать предупреждению их деформаций в процессе сушки и обжига, что особенно важно при изготовлении плиток больших размеров, ибо хотя физико-механические показатели плиток заметно улучшились, деформации их все еще достигают больших величин (иногда до 0,9 мм). Крупноразмерные глазурованные плитки выпускают салатного, розового, голубого, желтого и других цветов. А на специальных конвейерных установках, оборудованных автоматизированными печатными станками для нанесения рисунка, в последние годы стали выпускаться плитки, декорированные способом сериографии. Применение различных рисунков и расцветок позволяет получать большой ассортимент плиток, но предопределяет необходимость иметь в штате предприятия-изготовителя специального архитектора, дизайнера или художника. Он должен не только отбирать наиболее удачные рисунки, но и создавать новые, современные. Большим успехом у архитекторов пользуются плитки, декорированные способом набрызгивания глазури. Получаются своеобразные двухцветные покрытия из оплавленных капель или удлиненных штрихов, ничего общего не имеющие с имитацией мрамора, хотя керамисты эти плитки называют мраморовидными. Полихромное покрытие из таких плиток современно, оно позволяет создать праздничную атмосферу даже в небольших помещениях. Такое декоративное покрытие с невысоким рельефом гигиенично, легко и быстро убирается, но в то же время оно не дает бликов, не раздражает излишним блеском глаза и не искажет форму отблесками. Оно соответствует моде на матовые поверхности и очень удачно с точки зрения эксплуатации, ибо на них не видны не только небольшие дефекты, но и следы от высохших капель воды, которые так неряшливо выглядят на темных глянцевых поверхностях однотонных глазурованных плиток. Еще более значительнее перемены наблюдаются в освоении новых видов изделий для покрытия полов. Сейчас на большинстве предприятий освоен выпуск более крупных изделий не только квадратной, но и прямоугольной формы, и даже фигурных. Плитки размерами 300х300(150), 200x200, 175х150 и 150х150 мм, толщиной 11, 13 и 15 мм и каплеобразной формы типа «провансаль» изготовляются полусухим прессованием. Разнообразие форм, размеров, цвета и фактуры керамических плит позволяет делать из них полы, являющиеся ярким и выразительным элементом интерьера. Особенно декоративны рельефные плитки для полов. Их офактуренную поверхность получают в пресс-формах, пуансоны которых имеют соответствующий рельефный рисунок. Фактуру можно также наносить с помощью пластмассового или бронзового клише, прикрепленного к металлическому пуансону. В последние годы за рубежом и на отечественных керамических предприятиях освоено производство плиток с рельефно-декоративным покрытием по новому способу с помощью реакционно способных красок и глазурей. Если раньше стремились к тому, чтобы краски при плавлении не смешивались бы с глазурью, то теперь, наоборот, особый декоративный эффект достигается в результате их совместной реакции. Краски наносят через сетку-трафарет на рельефную утельную плитку и покрывают матовой глазурью. Декоративный орнаментальный рисунок отчетливо виден, а высокий рельеф защищает глазурь от истирания, поэтому такая отделка достаточно долговечна. Разработан рельеф, имитирующий срез дерева, и уже выпущены плитки, напоминающие паркет. Не убежден, что любая имитация— «дешевка». Но то, что этот, по Татлину «детский период» для керамики уже пройденный этап, безусловно. Допустима, например, традиционная имитация керамики под камень или металл. Но подделывать керамику под «живую» древесину — чистейшее лицемерие. Как положительный пример можно привести порфировидные плитки, изготовленные путем смешивания двух разноцветных, предварительно сгранулированных пресс-порошков. Они нарядны, отсутствие глянцевой глазури повышает эксплуатационные достоинства полов из этих плиток, так как они не скользки и на их фактурной поверхности не видны следы износа. При этом желательно при изготовлении избегать излишней пестроты. Однако если сам выбор тех или иных изделий для пола может быть объективно обоснован функциональными требованиями, то выбор их эстетических характеристик крайне субъективен и пока не поддается такому же логическому обоснованию. К тому же анонимность современной квартиры массового строительства требует высокой приспособляемости ее отделки ко вкусам и привычкам будущих жильцов. При этом надо учитывать, что направление современной моды в жилом интерьере определяется стремлением к широкой гамме стилей, которое является неизбежной реакцией на долго господствовавший в жилище аскетический стиль простых объемов, скупого цвета и прямых линий. Все еще бытует мнение, что в жилых помещениях пол должен Влужить нейтральным фоном для остальных компонентов интерьера В не обязательно должен нести самостоятельную художественную Вему, что основная функция керамики — сопротивляться физическому износу. Это пока и определяет ее применение у нас в вестибю-Вях, на лестничных площадках и внеквартирных коридорах. Однако помещения санузлов (ванна, туалет) достаточно изолированы от ос-Вальной квартиры и цветовые решения их полов могут быть более разнообразными. Возможно применение плиток и с орнаментальным узором. Для небольших помещений желательно выбирать мелкий масштаб, а для интерьеров общественных и промышленных зданий, где поверхности велики, масштаб рисунка должен быть крупным. Для керамических полов целесообразно применять плитки с рельефом. Это не только красиво, но и функционально (снижается скользкость). И хотя рельефная отделка плиток требует усложнения заводской технологии, она со всех точек зрения себя оправдывает. Разработка узора рельефных плиток особенно сложна, так как необходимо учитывать не только принципы орнаментации и технологическую глубину рельефа, но и соотношение глазурованных и матовых поверхностей, которые желательно уравновесить, чтобы не создавать повышенной скользкости и разрушения глазури (при увеличении площади глазурования) и не снижать декоративных возможностей плитки (при увеличении неглазурованного фона). Керамические полы очень эффективны не только в бассейнах, магазинах и столовых, но и в гостиницах, ресторанах и кафе. Их можно набирать из плиток самых разнообразных форм, цвета, фактур (в том числе с присыпкой карборундовым порошком). Цвет керамики ео многом зависит от освещения (в этом ее отличие от материалов синтетических: она «живая»), он меняется в зависимости от направления светового потока и точек зрения, что обогащает восприятие интерьера.

Многоуровневость — еще один способ организации пространства интерьера. Наибольшее распространение этот прием получил в японской архитектуре. В РФ он применяетсяв интерьерах общественных зданий, а за рубежом используется и в жилище. Еще в конце прошлого века заметным явлением стал жилой дом в Брюсселе архнт. В. Орта, который расположил помещения нижнего этажа в различных уровнях, решительно порвав с существовавшей тогда традицией. Широко использовал многоуровневость в жилище Ф. Л. Райт, возможно пол воздействием архитектуры Японии, которую он внимательно изучал и откуда он почерпнул немало ннтересных идей. В его постройках полы комнат и террас часто расположены на разных уровнях. В американском жилите до сих пор этот архитектурный прием широко применяется в односемейных жилых домах. В месте перепада уровней укладывают керамические плитки иной фактуры или другого цвета, чем вся поверхность пола. Еще более значительные перемены в производстве фасадной керамики. До недавнего времени фасадные плитки, в основном, изговлялись в виде сдвоенных изделий типа «кабанчик» размером 120x65x6 мм или мозаичной мелкоштучной керамики. С внедрением поточно-конвейерных линий ассортимент фасадных плиток пополнился, в первую очередь, крупноразмерными изделиями. Плитки могут выпускаться гладкими глазурованными, декорированными методом сериографии и набрызгиванпя глазури, а также рельефными, Как как изготовление фасадных плиток практически не отличается от аналогичных процессов производства других видов керамических плиток. Выпускаются глазурованные фасадные плитки разнообразных цветов и оттенков, в том числе черные, которыми облицовывают цокли зданий и подпорные стенки. Наряду с массовым производством Падких фасадных плиток полусухого прессования на ряде заводов освоен выпуск рельефных изделий.. На Дедовском керамическом заводе пущена в эксплуатацию поточно-конвейерная линия мощностью 230—250 тыс. м2 фасадных плиток в год, на которой изготовляют плитки с рельефной поверхностью 46 типов, в том числе «ромб», «лепесток», «волна», «пирамидка» и др. Использование глазурей различных цветов и оттенков в сочетании с многообразием рельефов, комбинирование цветов и оттенков основного слоя глазури и «подсвета» создают практически неограниченные возможности расширения ассортимента. Харьковский плиточный завод также выпускает плитки с. различными рельефами, которым дали названия, отражающие особенности их фактуры («цветы», «шоколад», «вафли», «гармошка» и т. п.).

Дополнительный декоративный эффект достигается за счет контрастности цветов наносимых глазурей, а также их распыления. Возросшие эстетические требования, предъявляемые архитекторами к облицовке зданий и сооружений, заставляют искать новые пути получения декоративных керамических материалов. Лабораторией керамики НИИСМИ (Киев) были предложены фасадные керамические плитки сложной формы. Кроме того, НИИстройкерамикой разработан новый вид облицовочной керамики — крупноразмерные тонкостенные плиты универсального назначения «Плинк», освоенные на Кучинском комбинате. Плиты могут изготовляться квадратной и прямоугольной формы с длиной сторон до 1200 мм и шириной до 800 мм при толщине 9—10 мм. Их лицевая поверхность может быть гладкой, шероховатой или рифленой, покрытой глазурью и неглазу-рованной, одноцветной или полихромной, с декоративным узором, частично покрытым глазурью. Причем глазурь может быть прозрачной или глухой, белой или цветной, блестящей или матовой. Плиты очень прочные (с пределом прочности при сжатии 150—180 МПа и при изгибе 60—65 МПа), с высокими эксплуатационными свойствами (водопоглощением до 4 %, а морозостойкостью не менее 50 циклов попеременного замораживания и оттаивания). Такие высокие физико-механические характеристики и современные способы декорирования, безусловно, позволяют этим плитам найти широкое применение как для облицовки уникальных сооружений, так и для обогащения интерьеров общественных зданий (кафе, ресторанов, вокзалов, аэропортов, бассейнов).

Много интересного в технологии и за рубежом, хотя отечественное производство керамических плиток занимает ведущие позиции в мире. За рубежом при производстве плиток на крупных предприятиях предпочтение отдается мокрому способу подготовки сырья. Глазурование осуществляется методом полива или центробежными распылителями. Большое распространение получили машины для сериографического подглазурного и надглазурного декорирования. Рисунок наносится и методами офсетной печати. Большие успехи в области производства керамических плиток достигнуты в Италии, где эта продукция имеет многолетнюю традицию. Даже небольшие фирмы выпускают богатейший ассортимент плиток (не менее 400 видов), разнообразных по форме, фактуре, цвету. Наиболее удачные рисунки предлагаются во многих цветовых вариантах. Можно заказать аналогичную декорировку для плиток фасадных, половых и стеновых, что позволяет архитектору объединить зрительно террасы или лоджии с жилым помещением. Разрабатывается высокопроизводительное оборудование (например, глазуровочные автоматы с пятицветной сериографической печатью со скоростью 120 шт/мин). Фирма «Сакми» выпускает пресс с максимальным усилием 500 тс, предназначенный для изготовления керамических плиток от 20X20 до 400x400 мм. Фирмой «Форнетти Импьянти» разработана установка для силиконизации плиток. Поскольку керамические материалы обладают высокой всасывающей способностью, обработка их силиконами, имеющими в своем составе метиловые группы с сильной водоотталкивающей способностью, позволяет повысить влаго- и морозостойкость плиток, что существенно продлевает срок их службы. Фирмы ФРГ работают над созданием собственной конкурентоспособной промышленности по производству керамических плиток.

Популярная фирма «Гайль Архитектор-керамик» в Гессене, где имеются богатейшие месторождения высококачественных глин, изготовляет в год 6 млн. м2 плиток. Фирма была официальным поставщиком облицовочных плиток для сооружений Олимпиады-80 в Москве, ей принадлежит разработка крупноразмерных многоцветных тонкослойных плит «Керафлайер». Новый способ производства (Таких плиток толщиной всего 2—2,5 мм напоминает производство [стекла. Керамическая масса в виде бесконечной ленты шириной 600 мм проходит через сушилку, участок глазурования и печь с температурой обжига 1200 °С. Затем разрезается на плиты квадратной (595x595 мм) или прямоугольной формы (595x295 мм). Малая Толщина плит обусловливает уменьшение расхода сырья в 4 раза (до 5 кг/м2) по сравнению с обычными облицовочными плитками. Хотя такая толщина плит требует подготовки особенно ровной поверхности, подлежащей облицовке, и высокого мастерства отделочников, но большие размеры позволяют приклеивать эта плиты на клеях и мастаках в 2 раза быстрее обычных плиток. Совместная работа технологов фирмы с художниками позволила им создать высокодекоративную отделку плит с невысоким рельефом и своеобразным сочетанием многоцветных глазурей. Архитекторы применяют их для интерьеров не только общественных или административных зданий, но и жилых помещений. На ежегодной выставке в Эссене в 1978 г. демонстрировалась установка «Элефант» для производства плиток методом электрофореза, предложенная западногерманскими фирмами «Карл Хендле» и «Ганс Лингль». На установке может быть изготовлена лента толщиной от 3 до 15 мм, которая разрезается на плитки любой формы и размеров. Изделия выпускаются с различной отделкой, а с помощью допрессовки приобретают рельефные поверхности. В ФРГ большим спросом пользуются фасадные плитки, окрашенные железистыми соединениями. Путем варьирования температуры обжига получают плитки с широкой гаммой цветов, от светло-желтого до темно-коричневого (так называемые осенние листья). В ФРГ также выпускаются фасадные плитки сложной формы. В США каждая фирма выпускает плитки определенных размеров и форм. Так, фирма «Мид-Стейдж Тайл» (г. Ленсингтон), имеющая вавод по изготовлению плиток для облицовки стен (700 тыс. м2 в год) и завод плиток для полов (130 тыс. м2), производит плитки для стен размерами 216(152, 108)х108, а для полов — 216(152) х<152х10 и шестигранные 216x216 мм. Цикл подготовки массы автоматизирован, управляет им один оператор. Прессуют плитки на фрикционно-гидравлических прессах. На торцах плиток с нижней стороны делаются два тонких выступа шириной 1,5 мм, обеспечивающие при укладке одинаковый размер шва. Выпускаются в США фигурные и узорчатые фактурные плитки. Сконструирована установка с автоматическим нанесением рисунка методом шелкографии со скоростью 120 плиток в минуту. Разработан и способ создания специальной текстуры на поверхности плиток, имитирующей не только на взгляд, но и на ощупь мрамор, металл, матовое стекло и даже грубую ткань и дерево.

Американские фирмы свою продукцию, в основном, ориентируют на массового покупателя с весьма невзыскательным вкусом. Япония не имеет своего каолина (ей приходится закупать его в Чили), но это не мешает ей выпускать керамические плитки, по богатству и разнообразию ассортимента не уступающие итальянским, притом более дешевые. Японские технологи внесли много предложений по совершенствованию рецептур составов и оборудования. В Японии используется способ электростатического нанесения рисунка на любую керамическую поверхность. Фирма «Онода» приступила к производству сырья особого состава, применение которого позволяет сократить продолжительность и температуру обжига плиток, обеспечивая их высокую прочность и незначительную усадку в обжиге. Разработан способ изготовления плиток для полов высокой износостойкости. Плитки прессуют из обычной массы, содержащей полевой шпат, кварц и глину, обжигают при температуре 1300 °С, а затем на поверхность обожженных плиток наносят слой жидкой эпоксидной смолы. Сверху насыпают специальный порошок из карбида, обладающего повышенной твердостью. Смола впитывает порошок и затвердевает. Есть варианты плиток с узором, когда порошок со смолой наносится только на фон. Борьба с однообразием, стандартностью, серостью особенно актуальна в области изготовления архитектурно-художественных изделий( в том числе - изразцов). Прошло время, когда все, что не имело функционального назначения, на чем нельзя было сидеть или лежать, считалось «архитектурными излишествами». Это коснулось малых форм, фонтанов, монументальных панно, декоративных изделий... Сейчас положение изменилось, а инерция осталась. Часто разработкой архитектурно-художественных изделий занимаются не признанные мастера, а предприимчивые ремесленники. А уж если попадаются удачные изделия, одобренные и художниками и архитекторами, то их начинают усиленно тиражировать. О неограниченных эстетических возможностях керамики уже подробно говорилось. Надо привлекать к работе над такими изделиями талантливых художников и скульпторов, ведь результатом работы должны быть вещи, которым суждено не один десяток лет радовать людей. История возрождения наших народных промыслов, в том числе и из керамики, красноречивое тому подтверждение. Не случайно их продукция пользуется такой популярностью. В свое время в области декоративной пластики и художественных изделий из фарфора уже в советское время активно творили такие художники, как Петров-Водкин, Кузнецов, Альтман, скульпторы Матвеева, Манизер. Они понимали, что фарфор обладает великолепными декоративными свойствами, способностью создавать богатую игру света и тени, неистощимыми пластическими возможностями.

Наш адрес:

03164, Киев, Украина, ул. Булаховского, 2/1 павильон №6 (ТПК «Агромат»)

Телефоны:
  • +38 (050) 662 13 69
  • +38 (093) 857-60-92
  • +38 (097) 104 99 18
Мы в соц. сетях: