Магия изразца

Немного истории

В нашем Отечестве родилось и расцвело самобытное изразцовое искусство. История русского печного изразца начинается в конце первой половины XVI столетия, когда в Москве стали изготовлять первые такие изделия из красных глин, имевшие с тыльной стороны коробку-румпу для крепления. Терракотовые плитки мастера еще не покрывали глазурью, но уже украшали лицевую поверхность рельефными изображениями. Облицованную такими изразцами печь, как правило, белили. В XVII веке на изразцы начали наносить глазурь, содержащую зеленый пигмент (за него «отвечали» различные соединения меди). По цвету травы их стали называть муравлеными. Обычно их делали гладкими или с рельефным узором, создаваемым с помощью резной деревянной формы. Вторая половина ХVII столетия — время расцвета русского изразцового искусства — связана с появлением и широким распространением полихромных (многоцветных) плиток, получивших название «ценинные». Материалом для них служили красные глины. После обжига рельеф расписывали вручную цветной глазурью и эмалью, после чего изразец снова обжигали. Изразцы ХVII века при сложении друг с другом создавали орнаментальный узор на белом, зеленом или голубом фоне. Украшенные подобным образом печи того времени сохранились в интерьерах Теремного дворца Московского Кремля. Красивую круглую печь можно посмотреть в Тихвинской церкви в Алексеевском, расположенной рядом со станцией метро «ВДНХ». Коллекция изразцов уже не существующих печей собрана в музее в Коломенском, там же есть и чудом сохранившаяся печь 80‑х годов ХVII века, облицованная ценинными плитками (раньше она стояла в Михайловской церкви в Немецкой слободе). Любуясь этими яркими, самобытными творениями, новые поколения художников обретают вдохновение для создания современных изразцов.
Течение времени внесло коренные изменения в привычный облик изразца. В соответствии со вкусами Петра I в моду вошли голландские и немецкие образчики — гладкая поверхность лицевой пластины, сюжетная одноцветная роспись. Со временем, когда в этом виде декоративно-прикладного искусства возобладала русская культурная традиция, изразцы снова стали многоцветными. А вот белые плитки с синим рисунком прижились на русской почве, и их изготавливали в России в течение всего XVIII века, что оказало сильное влияние на гжельских керамистов. Пришедший на cмену барокко классицизм полностью подчинил изразцовое производство и эстетику керамики общеевропейским вкусам и тенденциям. На печах того времени появляются все атрибуты ордерной системы, часто на плитках изображали сюжеты из греческой мифологии и элементы античного декора. Цвета (как и требовала тогдашняя архитектурная мода) приглушенные, холодные — синий или голубой на белом фоне. Большое распространение получил покрытый белой эмалью гладкий и рельефный кафель, из которого создавали похожие на архитектурные сооружения печи, украшенные фаянсовыми статуями, вазами и трофеями. С середины ХIX века в связи с развитием фабричного производства и удешевлением подобной продукции изразцовые печи вошли и в небогатые дома. На их облицовке снова появляется многоцветная роспись, весьма, однако, упрощенная. В начале ХХ столетия заметно возрос интерес к русской старине. Древнерусские обычаи, архитектура, прикладное искусство становятся предметом изучения и творческого осмысления. К народному искусству прошлого тянется множество художников. Они объединяются вокруг Московского Строгановского училища и особенно вокруг имения Мамонтова — Абрамцева. В керамических мастерских Строгановки и Абрамцевского гончарного завода делают изразцовые печи и камины по эскизам видных художников и архитекторов того времени. До наших дней сохранилось несколько печей и каминов, созданных М. А. Врубелем. Их можно увидеть в том же Абрамцеве, в Коломенском, Музее народного искусства на улице Станиславского. Советский период оборвал возникшую связь времен, бурное развитие русского прикладного искусства. Это время выпуска утилитарных изразцов и небольшого, скорее экспериментального, количества агитационных облицовочных плиток. Историю русского изразцового искусства можно уподобить жизни человека. Оно родилось в XVI веке, юношеского расцвета и красоты достигло в XVII столетии, период зрелости пережило в XVIII веке, познало увядание в XIX столетии, а вторую молодость — в начале XX века, когда вернулось к своим юношеским идеалам.
 Наше время — время надежд для изразцового искусства в России. Надежда на возрождение связана с интересом, даже своего рода модой, устанавливать в коттеджах и загородных домах камины и печи. «Исторические» изразцы появились в домах наших современников. Тому есть несколько причин. Главная из них — желание придать интерьеру загородного дома уют и индивидуальность, столь ценимые в наше время

Вернемся с небес на землю

Но кроме эстетических причин существует множество практических достоинств изразцовых (кафельных) покрытий печей и каминов. Такая облицовка предпочтительна как с точки зрения повышения теплоотдачи, так и с точки зрения комфорта. По санитарным требованиям печи или камины должны нагреваться до температуры 70 °С, а облицованные изразцами — до 90 °С. Тем самым увеличивается теплоотдача. Это вполне допустимо, потому что пыль с печи (камина) легко удалить, и при нагревании она не сгорает и не издает запаха. При сгорании пыли выделяются вредные для человеческого организма токсины. А камины и печи, облицованные изразцами, такой напасти лишены, так как весьма практичны в уходе и уборке. В настоящее время изразцы делают и в нашей стране, и за рубежом. На рынке представлены изделия всех технологий изготовления и разнообразных стилевых направлений. Комплект изразцов можно приобрести, например, под проект конкретного камина или печи, производители предлагают также типовые наборы (но в стоимость заказа обязательно войдет стоимость типового проекта печи или камина). Изразцы, выпущенные в Европе (их правильнее называть кафелем), лучше использовать для теплонакопительных печей: русских, шведок и голландок, ведь они имеют великолепные характеристики. Но цена даже типовых комплектов очень высока. Поэтому стоит обратить внимание на отечественных производителей. Плитки хорошего качества и по приемлемой цене выпускают также многие керамические заводы Беларуси. Изразцовые покрытия, оформленные в национальной русской традиции, безусловно, можно найти только в России. Камин или печь, облицованная «царскими» изразцами, — стильное решение при оформлении интерьера загородного деревянного дома. Терракотовые, муравленые и многоцветные майоликовые («царские») плитки выпускают крупные керамические заводы, небольшие фирмы и авторские мастерские. Часто даже исходные материалы и технология изготовления такие же, как у гончаров прошлого. Высокое художественное мастерство, следование лучшим образцам русского изразцового искусства, культура производства дают поразительные результаты. Глаз нельзя отвести как от готовых печей или каминов, так и от отдельных изразцов. Можно порекомендовать таких изготовителей, как московские фирмы «Вялко» и «Веста», петербургская компания «Диво‑изразец», мастерская художника Н. Г. Мишинцевой, «Куракинская керамика» из Вологодской области, Норский (Ярославская область) и Воронежский керамические заводы. Фарфоровые изразцы, украшенные рельефным декором и многоцветной росписью, предлагает московское художественное предприятие «Никанд», расположенное в поселке Нахабино. Двухвековую традицию продолжает подмосковное ЗАО «Объединение Гжель», выпускающее облицовку для печей и каминов из белых гжельских глин (фаянса) с подглазурной кобальтовой (синей) росписью по белому фону. В последнее время возник интерес к возрождению многоцветной гжельской росписи.
 Изразцы бывают прямые (стенные), угловые, цокольные и карнизные, фасонные. Современные мастерские в основном предлагают прямые изразцы стандартных размеров (например, 220х220х50 мм, 200х200х45 мм и 205х130х45 мм). Размеры «исторических» изразцов соответствуют меркам, характерным для соответствующей эпохи, а ассортимент включает дополнительные элементы украшения: колонки, перемычки.В целом все производимые изразцовые комплекты можно разбить на три ценовые группы. В первую входят типовые комплекты печных плиток без росписи и рельефных украшений (чаще всего фаянсовые, покрытые однотонной эмалью), стоят они относительно дешево — 450–600 долл. Вторая группа — типовые комплекты изразцов для каминов и печей с росписью и рельефным декором (терракотовые, майоликовые, фарфоровые и фаянсовые), здесь уже довольно большой разброс цен (400–2000 долл.). К третьей группе относятся авторские, эксклюзивные камины и печи, стоимость которых выше на порядок. Заметим, что в среднем комплект для печи включает большее количество изразцов, чем комплект для камина.

Облицовка изразцами

Облицовка камина или печи — дело достаточно серьезное. Неправильная укладка может в дальнейшем привести к появлению трещин в изразцах и отслоению их от кладки. Поэтому не стоит заниматься самодеятельностью, следует привлекать к такой работе профессионалов. Нелишне также внимательно наблюдать за процессом укладки изразцового покрытия. Кстати, многие изготовители и продавцы таких изделий предлагают услуги профессиональных печников. Стоит напомнить, что сама технология облицовки изразцами предполагает, что такие работы проводят одновременно с возведением печи (камина). Украшенная изразцами печь (или камин) станет предметом гордости хозяев, если при укладке будут соблюдены следующие основные правила:
  • изразцовое покрытие и тело печи или камина обязательно должны находиться на общем фундаменте;
  • для закрепления плитки используют только глино-песчаный (1:5) раствор, а в качестве наполнителя — щебень из печного кирпича, не допускается оставление пустот между кладкой печи и облицовкой;
  • при необходимости проведения подгонки и притески кромок изразцов делать это надо очень осторожно, не повреждая лицевую поверхность;
  • перед облицовкой плитки надо смачивать водой;
  • кладку покрытия следует начинать с угловых изразцов, при условии постоянной строгой выверки вертикальности;
  • при установке плиток горизонтальные швы заполняют раствором, их ширина не должна превышать двух–трех миллиметров;
  • вертикальные кромки изразцов должны вплотную примыкать друг к другу. Перед эксплуатацией печь или камин необходимо полностью просушить (в зависимости от размера — в течение одной-трех недель).
Правильно облицованная изразцами печь или камин надежно послужат вам и вашим потомкам, привнося в дом тепло и гармонию.
Наш адрес:

03164, Киев, Украина, ул. Булаховского, 2/1 павильон №6 (ТПК «Агромат»)

Телефоны:
  • +38 (050) 662 13 69
  • +38 (093) 857-60-92
  • +38 (097) 104 99 18
Мы в соц. сетях: